16.11.2021
Темные нефтепродукты
Темные нефтепродукты — это остаточная смесь тяжелых углеводородов, образующаяся после первичной перегонки и вторичной переработки нефти.
К ним относятся гудрон, битум нефтяной, вакуумный газойль, мазуты, дистиллятные масла. Темный цвет обуславливают смолы и другие окрашиваемые элементы, но основная характеристика остаточных продуктов нефтепереработки сводится к тому, что они являются тяжелыми, маловязкими и имеют относительно высокую температуру воспламенения.
Топочные мазуты
Мазуты получают в результате перегонки нефти и газоконденсатов. Это густая горючая жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 ⁰С применяется в качестве топлива в котельных и производственных установках электростанций, в печах металлургического производства, а также для транспорта. Требования к качеству мазута регулируются ГОСТ 10585-2013. В него разрешается добавлять присадки и более легкие дистилляты, улучшающие вязкость и другие эксплуатационные свойства.
Мазуты подразделяются на следующие виды:
- топочные (М40, М100) — зольные и малозольные, разделяются по содержанию несгораемого остатка;
- флотские Ф5 — продукт прямой перегонки нефти с добавлением газойля или керосина (до 22%).
Качество мазута определяется показателем вязкости — влияет на условия транспортировки, хранения отгрузки, а также на эффективность работы двигателей. Имеют значение содержание серы (загрязнитель воздуха), воды (приводит к образованию паровых пробок во время горения), зольность. Также важен показатель коксуемости: чем он выше, тем быстрее образуются налеты на стенках разбрызгивающих топливо форсунок.
Битумы нефтяные дорожные (БНД)
Битум — один из самых востребованных материалов из группы темных нефтепродуктов. Он имеет широкую область применения в дорожном строительстве, производстве гидроизоляционных и строительных материалов, используется в кабельной промышленности, при создании резиновых изделий, лаков, красок. Основное применение он находит в строительстве дорог, как связующий материал между каменной основой и асфальтобетонным покрытием.
Согласно стандарту ГОСТ 33133-2014 выделяют следующие марки дорожного битума:
- 100/130, БНД 130/200 — используются в регионах со среднемесячной зимней температурой до 20 ⁰С;
- БНД 50/70, БНД 70/100 — в диапазоне от -20 до -10 ⁰С;
- БНД 50/70, БНД 35/50, БНД 20/35 — применяются в теплых районах, где зимой температура варьируется от -10 до + 5 ⁰С.
Битумы марки БНД получают как остаток прямой перегонки нефти, а также путем окисления и разделения других темных нефтепродуктов (гудронов, асфальтов деасфальтизации, остатков селективной очистки масляных фракций). Это аморфные материалы, сохраняющие твердость при обычных температурах и приобретающие текучесть при нагревании.
Улучшение свойств дорожного нефтяного битума достигается путем добавления (до 30% объема) различных добавок, повышающих вязкость материала. Современные технологии основаны на добавлении в битум различных пластификаторов и полимеров, что улучшает сопротивляемость деформациям, устойчивость к температурным перепадам и повышает срок службы битумного покрытия.
Нефтяные масла
Масла, выделяемые при перегонке нефти, используются в электротехнике, косметической промышленности, для консервации и в качестве смазочных масел для машин и механизмов. Наиболее широкое распространение получили технические разновидности для автомобильных двигателей. Минеральные масла представляют собой фракции из продуктов переработки мазута и гудрона с температурой кипения 350-500 ⁰C. Они применяются самостоятельно, а также в смеси с синтетическими маслами (полусинтетика), что повышает их устойчивость к окислению, способность переносить нагрузки.
К темным нефтепродуктам также относят вакуумный газойль, который после облагораживания может использоваться в качестве добавки в котельное и дизельное топливо. Из гудрона получают малозольный кокс, моторное топливо, битум и горючие смазки.